Касог написал(а):Позитивизм - это философское направление, согласно которому достоверное знание получаемо лишь из опыта, а логические рассуждения сами по себе не дают ничего.
Совершенно верно, позитивизм так и определяется.
Намья утверждает: если чрезмерно расширить область применения позитивизма, то есть если позволить позитивизму "слишком много на себя брать" -- позитивизм резко становится импотентным. И даже токсичным.
* * *
А в чем заключаются противоречия позитивизма и Намья?
А в том, что, по Намья (ибо и по факту), позитивизм -- он за пределами некоей конкретной тематической области вообще неприменим. И если его попытаться за этим пределами применять - получится чушь собачья.
Так случится примерно по той же причине, по какой хирургические операции не делают топором, а деревья не рубят скальпелем. Для любого конкретного дела нужен соответствующий инструмент.
Позитивисты подают позитивизм (т. е. эксперимент) как "универсальный инструмент". Как, будто бы, "единственно годный".
А намисты над этим смеются. Ибо на деле эксперимент НЕ универсален как орудие. Попытка ТАК (как хотели бы позитивисты) использовать эксперимент -- неизбежно заводит "не туда". Не в то (во что надо бы). И в очень грязное "не то". В социально опасное (!) "не то".
* * *
И даже в пределах нужной тематики (той, для которой позитивизм вообще-то в принципе работает -- то есть ПРИКЛАДНОЙ!),
даже в этих пределах позитивизм превратится тоже в чушь собачью, если и в них совсем уж (начисто) пренебречь логическими рассуждениями. Об этом -- моя любимая саркастическая притча "Учёный и муха":
https://dzen.ru/a/Ze8kY7RY0mrgqs3R
Во Франции ее рассказывают как анекдот, "дабы поржать". А она вообще-то очень мудрая -- и донельзя ехидная.
* * *
Намья утверждает, что логика слепа без некоторых важных фактов (она тогда уже не будет ПОЛНОСТЬЮ стройной и ПОЛНОСТЬЮ честной; игнорирование ряда фактов -- не единственный возможный способ сделать логику ИМПОТЕНТНОЙ, но один из таких позорных способов),
а многие факты, дескать, не могут быть адекватно истолкованы без правильных логических рассуждений (см. еще раз притчу).
* * *
Другими словами, Намья утверждает, что от фактов мало толку без верных логических рассуждений... а от логики мало толку без фактов, как минимум некоторых. Взаимозависимость этакая -- логики от фактов, а фактов от логики.
* * *
Кроме того, согласно Намья, в основу ВСЕЙ (а значит, и ЛЮБОЙ) логики непременно должен быть положен один конкретный, определённый, архиважный, по сути своей общеизвестный и при желании общеочевидный факт,
ключевой (по Намья) для всего и вся,
в качестве краеугольного камня,
в качестве самой-самой первой, самой-самой основной, "стартовой" посылки
(без него, этого факта, получится чепуха, причем "нарастающая"! Проверено!),
но... именно этот конкретный факт - говорит Намья, - сам его, как таковой, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ путём не подтвердишь: он, сей факт, не из этой области. Он не из прикладной (это в ней работал бы эксперимент). А из всеобобщающей.
Кроме этого факта, -- говорит Намья, -- за "нечто вроде аксиом" стоит принимать только то, что с этим фактом не расходится (ибо из него выводится... если вдуматься). И только.
* * *
А почему он аж "факт", а не, скажем, всего лишь "аксиома"?
А потому что при попытке вообразить себе, будто факт выражается как раз, де, в противоположном - ПОЛУЧИТСЯ СУЩЕГЛУПО И НЕРЕАЛИСТИЧНО. Проверено. Получится "фатально противоречивый внутри себя же самого" тезис. Получится "невольная попытка отрицания общеизвестного" (!). Получится абсурд.
Значит, этим и доказан ключевой факт. "От обратного" ("он -- таки есть факт, раз обратное явно есть абсурд"). Раз больше его ничем не докажешь.
...["Экспериментом" его не докажешь. Эксперимент всегда основан на, среди всего прочего, ПОКАЗАНИЯХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ. А тут у нас не та тема, не та область. Не для них. Органы чувств всегда наводят человека на ЧАСТНОСТИ, и к тому же могут и врать. А тут мы имеем дело с МАКСИМАЛЬНО ОБЩИМ, с обобщённым.]
Потом продемонстрирую. Это НЕ пустые слова. Я всего лишь до последнего не называю сам факт. Вдруг собеседник возьмёт да сам догадается, о чём это я! Так еще красивее выйдет. Лол. Ну а не догадается -- я разъясню. Куда ж я денусь. .
* * *
Именно этот ключевой факт...
...я нарочно пока не говорю, какой именно... Хочу заинтриговать...
...именно этот факт -- по Намья, важнейший на свете! -- подтверждается только элементарным здравым смыслом. Рядом "банальных", но важных логических выкладок (сделанных на основе кой-чего общеизвестного, общеочевидного).
А уж потом весь (включая уже и не столь очевидные стороны) "прочий" здравый смысл подкрепляется всевозможными выводами из этого важнейшего факта, взятого за основу. И выводами из выводов... и "выводами из выводов, которые из выводов"... и так далее по цепочке. Если стройными, последовательными и честными выводами. Если цельной их системой.
Вот вся система таковых выводов (рассуждений) и есть Намья. В ней из этого и "годная этика" выводится, и вообще всё-всё-всё.
* * *
Важно:
Намья и эксперименту отводит его законное место: внутри ПРИКЛАДНОЙ области, и не иначе.
Однако, по Намья, объективная реальность не сводится к прикладной области.
* * *
Ну а позитивизм, как известно, презирает логические рассуждения как таковые (трагическая ошибка позитивистов номер раз!),
и он пытается ВСЮДУ, а не только к прикладным темам, применять эксперимент как метод (трагическая ошибка номер два!),
а все моменты, куда эксперимент не применяется (где он неприменим), позитивист настойчиво предлагает ПРОСТО ИГНОРИРОВАТЬ! Хахахаха...
А дай им волю -- позитивисты уже и "предлагать" перестанут, а начнут в этом плане ПРИКАЗЫВАТЬ и НАВЯЗЫВАТЬ.
Марксистов (одну из наиболее токсичных разновидностей позитивистов) помните? Те дорвались до власти однажды... Построили тоталитарную (!) систему. То есть заведомо слепую, в том числе и философски слепую. Исприказывались, изнавязывались... И сели в лужу. А уж сколько народу они в эту лужу с собою принудительно посадили!!!
Трагическая ошибка позитивизма номер три: "просто игнорируем, мол, всё то, к чему позитивизм неприменим!". Хахахаха...
Это уже фактически обскурантизм получается, и даже с элементами... ха-ха... чуть ли не солипсизма: "чего с моей колокольни не видать, того, мол, и вовсе нету, ИЛИ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ НЕ БУДЕМ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ И ЭТО УЧИТЫВАТЬ! Не будем, я сказал!!" - как бы говорит позитивист.
Хахахаха...
* * *
Вот что Намья имеет против позитивизма.
Известное вам лицо не пожелало даже выслушать данное объяснение. Оно (лицо) так и талдычило раз за разом: "...неприменим эксперимент??? Значит, вся тема просто херня, внимания не достойная".
А-а-ачаровательно. Да, миленько.
Но... по факту антинаучно получается - если действовать этаким манером.
Ибо антипознавательно.
Ибо, фактически позитивистами объявлен просто запрет на исследование кой-чего.
Это уж прямо тоталитаризмом каким-то веет. Это такая упоротость, о которой лично мне, Курганову, и подумать-то страшно.
* * *
А известное вам лицо...
(ВАЖНЫЙ ДИСКЛЕЙМЕР: пусть оно не ярится, читая это... Меня его "приступы ярости и повышенной чувствительности" уже утомили. Отыгрыш им, этим деятелем, "Королевы Драмы" уже задолбал! Его, этого лица, горе-рассуждения тут взяты только для примера... Отрицательного... Мне так удобнее... Это мог быть не обязательно Имярек Имярекович Имяреков -- это мог бы быть ЛЮБОЙ Чорт Иваныч Верёвкин, ЕСЛИ БЫ он рассуждал так же... Я всегда действую ФАКТИЧЕСКИ НЕ ВЗИРАЯ на лица... Такая горе-методика -- которую я тут осуждаю -- в ЧЬЕМ УГОДНО исполнении была бы хернёй...)
...ну так вот, известное вам лицо с ярым, бешеным упорством настаивало: "что не эксперимент, то вера"... И из этого с его стороны -- И С ЧЬЕЙ УГОДНО стороны -- получалась чушь. Ибо это не что иное как редукционизм.
Редукционизм -- искусственное отбрасывание ряда важных опций, и нездорОвое сведЕние всего к оставшимся.
Но лицу пофиг. Лицу невдомёк
(ну или, допустим, оно, с какой-то целью, лишь ПРИТВОРЯЛОСЬ не осознающим этой элементарной закономерности -- мне всё равно... ибо хрен редьки не слаще...)
* * *
...И само же это лицо ПОНАПРАСНУ похвалялось в ДРУГОМ разговоре -- "У меня, мол, НЕбинарное мышление!!!"(с). А между тем, как только дошло до философии -- данное лицо продемонстрировало эталонно-БИНАРНОЕ мышление: мол, "только две опции -- что не эксперимент, то вера!!!". Хахахаха...
Ещё и меня "якобы веруном" обзывало...
А ведь и веруны (люди религиозные) демонстрируют столь же косно-бинарное мышление, как и у позитивистов. Только поступают с ним чуть иначе (но на суть это не влияет). Они, веруны, ТОЖЕ говорят "Опций, мол, только две -- или эксперимент, или вера!!!".
Хахаха... И вся-то горе-разница, что верун кричит "Надо всегда веру, а не эксперимент!! А опций две!!", а позитивист кричит "Надо всегда эксперимент, а не веру! А опций, мол, две!!". Что опций якобы "две" -- в этом оба простака как раз согласны...
Хо хо хо хо... Вот вам притча: это ж всё равно что два олуха, упёршиеся лбами в одну и ту же узкую-но-высокую стенку, воздвигнутую на голом месте посреди пустыни, вот ТОЛЬКО упёршиеся лбами с РАЗНЫХ сторон этой стенки! И оба ни тпру, ни ну, ни на шаг вперёд (ибо некуда), ни на шаг в сторону (ибо они не желают)... Оба так и "шагают на месте". Шагают в стену. А оно и понятно, оно и неизбежно. Так и будет, пока занимаешься этаким вот сужением...
Можно бы просто пойти прочь от стены, "в поисках воды" (ибо около стенки ее нет) -- но оба чувака продолжают "вжиматься в стенку", впрессовываться в нее лбами... Друг навстречу другу... А между ними -- стена... А вокруг них -- простор, но они на этот простор, по факту, начихали...
* * *
В а ж н о !!! Так называемая "вера" ОСУЖДАЕТСЯ В НАМЬЯ КАК МЕТОД, не используется в Намья, от слова "совсем". Намья -- НЕ верунское учение. (А известное вам лицо -- как и ряд его единомышленников -- упорото орёт: "Нет, верунское, мол!!!". Хахаха...)
То есть вышеприведённая притча "Двое и стена" нуждается в лёгком уточнении: одна из сторон этой глупой стенки чуть грязнее, чем другая, и тот из двух чуваков, который именно по ЭТУ, более грязную сторону -- ещё и запачкал свой лоб в чём-то неполезном, и этой субстанцией дышит. Зачем-то.
Эксперименту Намья велит отводить СТРОГО ОПРЕДЕЛЁННОЕ МЕСТО (дескать, "суди, дружок, не свыше сапога!") --
а вот "вере" Намья вообще не советует отводить ХОТЬ КАКОЕ-ТО МЕСТО.
"Запрещать"-то никто ничего никому не будет, пока речь чисто о философии (намисты -- АНТИтоталитаристы);
но намист всегда предостерегает всякого, кто хочет слушать:
"1. Не тащи эксперимент за пределы ПРИКЛАДНОЙ области (да и в ней-то будь ТРЕЗВ! Будь РЕАЛИСТИЧНО настроен, применяя эксперимент там)! Не то получится ахинея. Но не своди всю "реальную жизнь, какою ты ее себе воображаешь" лишь к ПРИКЛАДНОЙ области. Это тоже ахинея. 2. И не тащи "веру", как феномен, КУДА БЫ ТО НИ БЫЛО -- иначе опять-таки получится ахинея!"
Вот кредо намиста на ДАННУЮ тему.
* * *
Опций больше, чем две. Их как минимум три: кроме а) эксперимента, ЗАВЕДОМО ОГРАНИЧЕННОГО В РЕАЛЬНОМ ПРИМЕНЕНИИ,
и б) НАСКВОЗЬ НЕздравой "веры",
есть еще в) здравое, связное рассуждение с ВЕРНОЙ стартовой посылкой. Вот ЭТО Намья и предлагает как метод. Везде за пределами ПРИКЛАДНОЙ области
(а местами, ОГРАНИЧЕННО, это сгодилось бы и в прикладной, НАРЯДУ с экспериментом, привычным для оной... Чтобы это пособляло эксперименту в ней...).
* * *
Намья -- учение самостоятельно (и критически) мыслящих, рассуждающих.
А не учение верунов. И не учение позитивистов.
От обоих этих ПОПУЛЯРНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ (от обоих этих ПОПУЛЯРНЫХ ТУПИКОВ ) Намья равноудалена.
А известное вам лицо кричит: "Нет, не "равно" удалена!!! Нет, тоже верунство!!!!".. Ха ха...
И еще многие позитивисты мне (и Ольге) точно так же кричали... Но в факт это не превращалось, хоть они 1000 раз прокричи...
* * *
Ну не используется в Намья "вера" (то есть ОТКАЗ рассуждать, ОТКАЗ умствовать. То есть слепое принятие ). Ну не используется, и точка. Ну где я им возьму?..
Намья -- по определению умствующее учение. Рассуждающее. Резонёрствующее - в хорошем, а НЕ в клиническом смысле слова, то есть со ЗДРАВЫМИ рассуждениями. Оно на том и стоит. Оно к этому и сводится...
...е с л и рассуждать не абы как, а по специфической методике (с вышеупомянутой - но выше пока не объяснённой -- уникальной стартовой посылкой). Каковая методика - как показали многочисленные, многолетние "испытания ее в деле" - ТОЛЬКО И ГОДНА.
Эта специфическая методика -- она и есть то "субъективно новое" (а на самом деле "хорошо забытое старое"), которое Намья способна дать миру, людям. В этом и заключается -- прости Господи, -- научное открытие. Сделанное мною и Ольгой.
* * *
Наверняка многие другие философы -- видимо, малоизвестные, в итоге не пропиарившиеся -- набрели на это задолго до меня и до Ольги.
Ведь если вдуматься -- "общее место". Если вдуматься -- "Капитан Очевидность".
Вот только ВЫВОДЫ не все сделаны и не всеми... Очевидно, эти выводы многих чем-то НАПУГАЛИ, ОТВРАТИЛИ, оттого и не было каждый раз широкого резонанса и бурного пиара... В частности, сильным мира сего наверняка очень не нравилось... Ни одной доныне известной идеологией -- на вооружение не взято... И я даже знаю почему...
Мы с Ольгой уж точно НЕ ПЕРВЫЕ -- чисто объективно не первые -- на этом пути. Просто путь, похоже, всё-таки правильный Разница.
* * *
...А теперь вернёмся к позитивизму. Повторяю: вот что с неизбежностью из него получается -- 1. упоротость, зацикленность! 2. тоталитарные замашки, фактический запрет на ряд тем! 3. антипознавательность, редукционизм, то бишь искусственное сужение тематики, сужение подхода, слепое-но-яростное игнорирование кое-чего!
Вот какое говно с неизбежностью получается из позитивизма, если его тащить за пределы ЧИСТО ПРИКЛАДНЫХ исследований, чисто прикладных наук!
...Вот оттого намисты НЕ используют позитивизм за этими пределами. А используют иной подход. Используют-таки логические рассуждения, раз больше ничто Т А М не работает. Но -- смотря по какой методике. Смотря с какой стартовой посылкой. Вот применение этой специфической методики (для ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ) и отличает Намья от "всего, что не Намья". Намисты настаивают, что без этой методики получится хрень.
И это я могу доказать демонстрацией.
* * *
Известное вам лицо (полезшее ко мне во "вроде бы оппоненты"): 1. не пожелало этой демонстрации (почему-то), 2. активно саботировало ее, срывало её (зачем-то и с чего-то).
Оно -- осознанно или нет, но упорно -- сделало всё, чтобы до этой демонстрации ДЕЛО ВООБЩЕ НЕ ДОШЛО.
Уж не забоялось ли оно, это лицо?.. У меня, у Курганова, есть версия, чего именно оно забоялось (если так и вправду случилось).
* * *
...Ну а использование позитивизма в ПРИКЛАДНЫХ-то границах -- дело, очевидно, нормальное. В этих-то границах как обойтись без эксперимента и проверок экспериментом?.. Да никак.
...Если. Если опять же в разумных рамках. То есть если притом не впадать в то, во что впал "учёный" из притчи про муху. Если не забывать важного.
* * *
Пока всё. Есть дальнейшие вопросы? Вы готовы идти "по порядку"?..